Местная религиозная организация Церковь Верапохумн Сурб Аствацацин (Успения Пресвятой Богородицы) Древне-Восточного Православия г.Армавира Армянской Апостольской Церкви

По поводу возникновения и основания уникального здания армянской апостольской церкви «Верапохумн Сурб Аствацацни» существует множество различных и противоречивых мнений в основном о времени его постройки.В результате поисков и архивных сведений оказалось, что первая церковь, на каменном фундаменте, была построена в ауле Армавир в 1840 году. Она была деревянной и при очередном набеге горцев сгорела.

В марте месяце того же года купец Вартанов жертвует 5000 рублей в облигациях на строение новой каменной церкви, о чём и сообщает генералу Г. Х. Зассу. Генерал Засс рекомендует ему передать означенную сумму в комиссию, которая ведёт строительство новой церкви. Строительный фонд, к тому времени имел в наличии около 20 000 рублей серебром, из которых пять тысяч передал фонду наместник на Кавказе князь Воронцов, 2 000 рублей собрали на строительство храма армяне аула Армавир, остальную сумму пожертвовали на строительство армяне городов Тифлиса, Ставрополя и Нор-Нахичевана. Церковь по завершении строительства была освящена тер-Петросом Патканяном и названа церковью Успения Пресвятой Богородицы.

 

Геолокация: г. Армавир

Вокруг новой церкви была построена высокая кирпичная стена с бойницами и четырьмя бастионами, на которых жители несли круглосуточное дежурство. Церковь в ту пору, когда шла Кавказская война, служила форпостом - стратегическим пунктом русских войск в районе, окруженном немирными горскими племенами. Во время набегов враждебных армянскому аулу черкесов и ногайцев, жители аула укрывали в церкви женщин и детей, а сами плечом к плечу с русскими, отражали набеги. Здесь, на церковной площади, была в 1842 году принята присяга на подданство жителей аула русскому правительству. У церковной паперти собирался аульский сход, решавший военные, экономические и административно-хозяйственные вопросы аула.

Внутреннее помещение церкви сохранило строгий стиль армянских средневековых церквей. Большинство икон написано армянскими художниками. Художественно выполнен¬ный иконостас, строгие, потемневшие от времени иконы, подсвечники и другие предметы культа являются компонентом общего архитектурного вида здания церкви, произведениями старинного народно-прикладного и изобразительного искусства. Внешний вид церкви также указывает на известный средневековый стиль армянского зодчества.

В ограде церкви, по сей день, сохранены два надгробия: одно из белого, мрамора на могиле первого просветителя горских армян, проживавших в черкесских аулах монаха Карапета Арцивяна. На нем надпись на армянском языке следующего содержания: "Здесь покоится Арцивян Карапет - монах отваж¬ный, утешитель и спаситель беззащитных черкесских армян, посвятивший себя опасной борьбе с горцами и спасший армян. Неутомимый борец, до конца дней своих, отдавший свою жизнь на благо своей нации. Да останется навеки благодарная память его в поколениях армавирских армян. Скончался 3 августа 1866г. в возрасте 102 лет".

Второе надгробие из черного мрамора, установленное на могиле первого священника черкесо-гая Вартана Гаспаряна. Текст на камне гласит: "Мой завет вам: любите друг-друга так, как я вас любил." Пророк Иоан: глава XIV, строфа 34. «Первый черкесо-гай священник Вардан, старейший священник Гаспарянц. По воле Господа скончался после сорокалетнего служения церкви. Родился в 1833 году, умер 11 декабря 1899 г.»

Со дня своего основания Армавир вошел в Астраханскую епархию, а надзор за церковной службой, соблюдением обрядов и просвещением в 1843 году был возложен на ставропольского священника тер-Петроса Патканяна. Началом просветитель¬ской деятельности в селе Армавир стали церковно-приходские школы.

Рассматривая строительство церкви на левом берегу Кубани, против военной крепости Прочный Окоп, как цитадель русской армии на левом берегу, на землях уже присоединенных к России, командующий Кавказской военной линии генерал Г.Х. Засс покровительствовал армянскому аулу. Не раз пушки грозной крепости Прочный Окоп отгоняли от аула набеги немирных черкесов и ногайцев, мстивших переселенцам за их добровольный уход с гор под покровительство России.

Сохранилась легенда о колоколе, который был подвешен на церковной колокольне. Он был отлит во времена походов крестоносцев в Палестину для освобождения Гроба Господня. На колоколе была греческая надпись, а попал он в Армавир, как сообщал профессор Щербина, из аула абадзехов, которые знали, что это христианская реликвия, попавшая к ним еще со времён франков. Они и сами в те времена поклонялись ему, как христианской святыне, ибо сами еще были полу-христианами, полу-язычниками. Вот эту-то святыню, заверну¬тую в белый покров, и привезли абадзехи в аул Гяурхабль, который в то время находился на левом берегу реки Белой. Это был колокол, который свято хранили армяне Гяурхабля долгие годы, а с переселением в Армавир, привезли его с собой и он был водружен на церкви Сурб Майрам Аствацацин. 

В советские времена, когда большевики вели яростную борьбу с религией, уничтожая храмы, колокол бесследно исчез, возможно тем самым, спас саму церковь, ибо только она сохранилась до наших дней. В это страшное время в Армавире были разрушены или закрыты все церкви, как армянские, так и русские православные, а также татарская мечеть, еврейская синагога и католический костел. Только в мае-месяце 1995 года на колокольне нашей церкви была установлена новая звонница из пяти колоколов. Средства на ее приобретение были собраны армянской общиной г.Армавира, и отдельными пожертво¬ваниями городских меценатов.

Еще в 1935 году, в связи с антирелигиозной политикой правительства, в числе других храмов были разрушены в Армавире и три русских церкви. По просьбе верующих русской общины города, армяне часть храма с главного входа передали русской общине на три года, с условием, что община берет на себя все расходы по ремонту и сохранению этой части храма. В марте 1944 года договор по использованию части армянской церкви русской общиной, был возобновлён. По этому договору русская церковь обязалась взять на себя 50 процентов затрат по содержанию церкви и уплате налогов, а в случае ухода -снять перегородку, а также восстановить прежний вид внутреннего интерьера, заложив с северной стороны дверь и с южной окно. Из-за внутренней перегородки свет из купола церкви на русскую часть не проникал, поэтому и были пробиты окно и дверь.

В 1968 году Архиепископ Саак сообщает  из Св.Эчмиад-зина, о том, что они могут выделить на ремонт храма 1000 рублей. Постепенно, люди потянулись в церковь, потихоньку верующие стали возвращаться в лоно матери-церкви и безбоязненно крестили своих детей,  венчали молодоженов. Тогда и начали благоустраивать территорию церкви.

Ремонтные работы церкви «Верапохумн Сурб Аствацацни» («Успения Пресвятой Богородицы») начались в 2011 году под руководством настоятеля храма протоиерея Тер Макара Тертерян.

За 180 лет существования храма это первые масштабные работы по его реконструкции.

30 сентября 2020 года после капитального ремонта состоялось открытие и освящение алтаря церкви «Верапохумн Сурб Аствацацни» («Успения Пресвятой Богородицы»).

Службу по освящению алтаря церкви «Верапохумн Сурб Аствацацни» («Успения Пресвятой Богородицы») совершил глава епархии Юга России Армянской Апостольской церкви архиепископ Мовсес Мовсесян.

В службе приняли участие священнослужители церквей епархии Юга России Армянской Апостольской церкви.